Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение "Детский сад №63"

 656008 Алтайский край,

г.Барнаул, ул.Гоголя 240а,

тел.8 (3852) 651477, 8 (3852) 651592.

Заведующий: Табашникова Наталья Алексеевна

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула

28.12.2020

Форма, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Деятельность образовательной организации сегодня связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они представляют собой совокупность требований, предъявляемых к образованию на каждом уровне: дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) включает в себя требования:

  • к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
  • условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • результатам ее освоения.

Существенным отличием в содержании ФГОС ДО являются требования к результатам и собственно сами результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров. Если сравнить содержание ФГОС ДО со ФГОС других уровней общего образования, то станет очевидным, что в них большое внимание уделяется именно результатам, представленным тремя группами — предметными, метапредметными и личностными. Таким образом, в дошкольном образовании имеется некоторый эффект размытости и неконкретности в достижении результативности. Это обусловлено психофизиологией детей дошкольного возраста и необязательностью данного уровня образования. Поэтому разработчики ФГОС ДО не выделили конкретные результаты, а сформулировали их в виде целевых ориентиров дошкольного образования — неких нормативных показателей уровня развития ребенка на данном этапе.

Согласно ФГОС ДО целевых ориентиров — характеристики возможных возрастных достижений ребенка, социально-психологические качества, становление которых является важным на данном этапе его развития, но необязательным.

Педагоги дошкольной организации  должны стремиться к формированию и отслеживанию уровня развития, воспитанности у дошкольников, организовать образовательную деятельность для гармоничного развития, полноценной социализации детей и решения других важных педагогических задач. Для этого крайне важно уметь оценить сформированность тех или иных качеств у воспитанников, наличие у них определенных достижений.

В содержании ФГОС ДО идет речь о том, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО). При этом указано, что «при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)».

В данном случае можно говорить о том, что сегодня главные функции мониторинга  — информативная (получение исходной информации о достижениях детей) и прогностическая (осуществление планирования и коррекции образовательного процесса на основе имеющихся сведений).

На протяжении всего времени пребывания в дошкольной организации у воспитанников развивают качества, сформулированные в виде целевых ориентиров. Поэтому для оценки возрастных достижений используется их содержание, которое взаимосвязаны с содержанием образовательных областей.

Развитие ребенка осуществляется на протяжении всего периода образования в детском саду. Поэтому формирование качеств, личностных черт происходит и в младшем, и среднем, и старшем дошкольном возрасте. Это значит, что критерии оценки, представленные в виде целевых ориентиров во ФГОС ДО, являются значимыми для педагога каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В МБДОУ предложен подход к эффективной оценке, отслеживанию и фиксированию достижений детей каждой возрастной группы. Педагогический состав разработал таблицу «Критерии и показатели оценки возрастных достижений и качеств детей в соответствии с ФГОС ДО», в которой первый столбец — критерий оценки качеств и достижений ребенка (целевой ориентир по ФГОС ДО), три другие столбца — показатели их сформированности (не сформировано, находится на стадии формирования, сформировано) на начало и на конец года в каждой возрастной группе, четвертый столбец – примечания к показателям сформированности критериев оценки качеств и достижений ребенка.

В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, в течении первых двух недель педагоги работают с таблицей, отмечая наличие соответствующих показателей у воспитанников. Данная работа строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях и др.). На основе  этого они получают информацию о том, насколько сформировано у них то или иное качество и как каждый из воспитанников продвигается в их развитии.

Такая системная информация о каждом ребенке группы отражается в карте наблюдений детского развития.

Такой подход к оценке возрастных достижений позволяет педагогу наглядно представлять процесс динамики развития детей группы.

На этой основе становится возможным выделять микрогруппы воспитанников с похожими проблемами, выстраивать соответствующую работу с ними, а также корректировать образовательную деятельность как в ходе фронтальных групповых, так и индивидуальных форм взаимодействия.

Последнее обновление: 28.12.2020
Прочитано раз: 128

 

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно